
В эпоху, когда человек
существует между достаточно эфемерными ценностями, когда он не в силах
придерживаться какого-то одного выбора, строя свою моральную систему координат,
задача искусства, помимо очевидной – отрицания всякой возможности наличия задач
- может быть сформулирована одним словом «объяснение».
Каждый день, просыпаясь
утром, в обед, вечером, пускай даже ночью, мы оказываемся посреди своего быта.
Он нам вполне понятен: очевидно предназначение кухонной утвари и желания
покушать, легко постижима причина похода на работу или учебу, даже ближайшая
перспектива с далекой старостью на пару видятся нам может и смутными, но вполне
себе существенными явлениями. Единственной загвоздкой здесь становится связь
между «покушать» и «на работу», а следом завтра, послезавтра, выходной и
старость – в этой цепочке действий, событий и явлений есть причины, но помимо
них – тысячи смыслов каждого звена. И каждый смысл влияет на нас, хотим мы того
или нет.
В качестве показательного
примера можно привести остроумное наблюдение словенского философа Славоя
Жижека. Он заметил: когда заходишь в кофейню Старбакс и покупаешь кружку кофе,
тебе сразу дают понять, что в сумму, которую ты отдал за напиток, уже включено пожертвование
на спасение тропических лесов, голодающих детей и помощь инвалидам, а также на
благоустройство непосредственно самого заведения, посреди которого ты стоишь,
желая просто попить кофе. Просто попить кофе. Это, с точки зрения Жижека,
создает безотчетное чувство усталости у потребителя. Мы может и хотим помочь в
разрешении всех этих проблем, но тогда, когда это будет нас морально
удовлетворять, а не мешать наслаждаться глотком кофе.
Данным примером
словенский мыслитель скорее иллюстрировал влияние современной экономики на
общество и отдельно взятого человека. Я же использую его слова, чтобы показать,
как простое удовлетворение потребности в напитке несет в себе десяток смыслов.
Которые, кстати говоря, нам сообщают, а ведь еще о сотне приходится только
догадываться. И речь я веду не только и не столько об экономике. Кстати,
оговорюсь, что, естественно, пример взят из западной действительности, а в
России все немного по-другому, но сходный тренд давно наметился, и формирование
подобной действительности на территории нашей необъятной – лишь вопрос времени.
Сидя с чашкой кофе в
забегаловке, мы попадаем на стык взгляда окружающей действительности на нас и
нашего собственного отношения к миру вокруг. На нас влияет само присутствие
людей рядом, простаивание в очереди, взгляд кассирши, погода за окном и весь
тот мир, который мы не видим, но держим у себя в голове, чтобы представлять
себе маршрут к завтрашнему дню. Этот маршрут – наше отражение, слепок нашего
«я», взгляд которого, отношение его к нам придумываем мы сами. Он – наша почти
стопроцентно субъективная выдумка. Ведь всяким отношениям даем оценку именно
мы.
Реальность вокруг уже
имеет какие-то свои устоявшиеся смыслы, связи между явлениями, но вот
появляется кто-то из нас, людей, и старательно протягивает ниточки от каждой
детали мироздания к себе. Только затем, чтобы помнить об их, деталей,
существовании, ведь они складывают нашу повседневную жизнь. Так у нас есть
понимание, что мы – люди, что вокруг – цивилизация, что цены – это экономика,
что животные – это красиво и мясо, что чувства – это опять-таки красиво, а
политика – дело грязное и так далее. Конечно, не везде царствует однозначность,
но упрощения преобладают.
Если вдуматься, то более
или менее развернутые объяснения мы можем дать, в основном, по поводу бытовых
вещей и событий. С высоты своего опыта, так сказать. Когда же поднимаешься к
явлениям, которые расположились за рамками повседневности, немедленно
сталкиваешься с их невероятной сложностью и непонятностью без специфических
знаний. Таким образом, эти большие понятия обращаются, в лучшем случае,
неприятным раздражителем, относительно которого у всех свои представления, или
же источником страхов. Как известно, непонятное пугает. А ведь именно такие
сложные вещи предопределяют нашу жизнь от завтрака и до пресловутой старости.
До поры, до времени с
задачей сведения в аккуратную картинку всех этих больших непонятностей
справлялись с переменным успехом религия и философия. Затем, на короткое
историческое мгновение, фундаментальная наука взялась все расставить по своим
местам так, чтобы человек все понял. Но все только вконец запутала, развенчав
своих предшественниц, и здорово мир усложнила. После чего научное сообщество
плюнуло на гиблое дело разъяснений и стало копать вселенную глубже, пустив
процесс познания человеком своей же цивилизации на самотек.
Искусство на протяжении
всех этих захватывающих, без сомнения, телодвижений шло рядом, иногда
подыгрывая новому учителю, иногда поддразнивая его, а в конце концов, просто
отошло в сторону, чтобы видеть, но не участвовать, изредка навещая его. Так,
для общего развития.
И вот мы сегодня
наблюдаем следующее. Все заняты своим делом, ну или пытаются им заняться, но на
чужой территории (как философия, с удовольствием ушедшая в психологию,
социологию и прочие «логии»). Искусство, наигравшись с постмодернизмом, все
никак не может найти себе точку приложения усилий и, по старой памяти, занято,
извиняюсь, интеллектуальным онанизмом. А человек, погрязший в мелочах, все
больше и больше теряет понимание как самого себя, так и мира вокруг, от этого
заменяя ясный взгляд и волю первооткрывателя на забитость и страх примата, не
знающего огня.
Именно предотвращению
этой антропологической катастрофы должно посвятить себя искусство сегодня. Если
не объяснить суть невероятно сложных и отчужденных от человека явлений его же
цивилизации, то победить первобытный страх перед ними, так крепко вцепившийся в
наши сердца и души. Искусство в прекрасном способно выразить человеческую волю
жить для мироздания, а не против него.
__________________________________________________
автор текста: Иван Серый
Комментариев нет:
Отправить комментарий