Воспитание гражданина-Литературный блог. Работы неизвестных современных авторов.

вторник, 27 ноября 2012 г.

Воспитание гражданина



            Существует такая область в социальных науках, и, надеюсь, в реальной жизни – образование для гражданства. В некоторых странах это является школьным предметом, в некоторых – системой школьных предметов, в некоторых – выкручиваются другими способами. В нашей стране, например, готовят к реализации интересный проект – «100(+) книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению». Очевидным фактом во всем, касающимся этого проекта, является только одно – проблема потери интереса к чтению для России является крайне актуальной, так что проект, нацеленный на приобщение к чтению, плохим быть не может. Он просто может не работать.  
            А, собственно, если познакомиться поближе с процессом работы над проектом, формированием списка и утверждением его на высших уровнях, можно заметить интересную ситуацию. Она заключается в перетягивании каната между теми, кто хочет использовать проект как мотивирующую кампанию, призванную вовлечь молодое поколение в процесс чтения, и тех, кто в качестве основной цели проекта видит, я бы сказала, формирование национальной идентичности. К слову сказать, есть и те, которые готовы видеть что угодно - что угодно «заказчикам» - государству. Хотя последние, вроде, об этом и не просили.  
            Из-за такого противоречия возникают сложности при составлении списка литературы. Ведь действительно, сложно осуществлять подготовку проекта, если нет четкого понимания его целей. Что же важнее для гражданина? Любовь к чтению, желание читать, знакомиться с мировой литературой, или же знакомство с историей и литературой народов своей страны, ограничиваясь только классическими произведениями российских авторов? И, если окажется все-таки второе, как же мотивировать читать молодое поколение эти самые книги, которые они не читают сейчас? Что тогда даст составление этого списка? Не будет ли данный проект мертворожденным?
            А если в качестве цели проекта рассматривать приобщение молодого поколения к чтению, насколько правомерно ограничивать данный список только отечественной литературой? Ведь есть столько произведений в мировой классике, являющихся актуальными и в наши дни, которые могли бы заинтересовать молодых читателей, будь они осведомлены об их существовании. Возможно, список, носящий рекомендательный характер, мог бы стать личным проводником каждого, кто хочет сделать первые шаги к знакомству с литературой, или того, кто уже давно ей увлечен. Он мог бы стать советником, какие книги являются наиболее популярными в наши дни, какие книги читает молодое поколение, а какие – старшее. И должен ли список быть строго ограниченным? Сто – число, безусловно, большое, если рассматривать его в контексте количества рекомендуемых к прочтению книг. Но где же индивидуальность чтения? Ведь книга, как любое произведение искусства, может понравиться, а может «не пойти». И в это же время, почему бы не сделать список открытым, таким, в который каждый желающий может вписать свои намерения на прочтение того или иного произведения, таким образом индивидуализируя свой читательский план.
            Так почему же приведение проекта в тот вид, когда он мог бы быть востребованным и интересным целевой аудитории, требует столько времени, сил, борьбы, дискуссий? Ответ, кажется, очевиден: желание превратить проект из культурно развивающего в патриотический. Воспитание национального самосознания через отечественную классику, преимущественно историческую литературу. Отказ от современной литературы, как отказ от возможности задуматься над современной реальностью. Не удивлюсь, если в процессе реализации проект, утратив свой рекомендательный характер, приобретет известный нам всем характер добровольно-принудительный.
            Так как необходимо давать образование для гражданства? Литература ведь и правда отличное средство, которое может развивать критическое мышление, заставлять задуматься над социальными проблемами, над гражданскими правами и обязанностями, над структурой власти и ролью личности в истории и в современности. Какую литературу стоит читать и как сделать так, чтобы ее читали? Пока мы все находимся в поиске ответов на эти вопросы, хотя бы лично для себя.

автор: Ольга Захарова (Бакасова)

Комментариев нет:

Отправить комментарий