Существует
такая область в социальных науках, и, надеюсь, в реальной жизни – образование
для гражданства. В некоторых странах это является школьным предметом, в
некоторых – системой школьных предметов, в некоторых – выкручиваются другими
способами. В нашей стране, например, готовят к реализации интересный проект – «100(+)
книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации,
рекомендуемых к самостоятельному прочтению». Очевидным фактом во всем,
касающимся этого проекта, является только одно – проблема потери интереса к
чтению для России является крайне актуальной, так что проект, нацеленный на
приобщение к чтению, плохим быть не может. Он просто может не работать.
А,
собственно, если познакомиться поближе с процессом работы над проектом,
формированием списка и утверждением его на высших уровнях, можно заметить
интересную ситуацию. Она заключается в перетягивании каната между теми, кто
хочет использовать проект как мотивирующую кампанию, призванную вовлечь молодое
поколение в процесс чтения, и тех, кто в качестве основной цели проекта видит,
я бы сказала, формирование национальной идентичности. К слову сказать, есть и
те, которые готовы видеть что угодно - что угодно «заказчикам» - государству.
Хотя последние, вроде, об этом и не просили.
Из-за
такого противоречия возникают сложности при составлении списка литературы. Ведь
действительно, сложно осуществлять подготовку проекта, если нет четкого
понимания его целей. Что же важнее для гражданина? Любовь к чтению, желание
читать, знакомиться с мировой литературой, или же знакомство с историей и литературой
народов своей страны, ограничиваясь только классическими произведениями российских
авторов? И, если окажется все-таки второе, как же мотивировать читать молодое
поколение эти самые книги, которые они не читают сейчас? Что тогда даст
составление этого списка? Не будет ли данный проект мертворожденным?
А если в
качестве цели проекта рассматривать приобщение молодого поколения к чтению,
насколько правомерно ограничивать данный список только отечественной
литературой? Ведь есть столько произведений в мировой классике, являющихся
актуальными и в наши дни, которые могли бы заинтересовать молодых читателей,
будь они осведомлены об их существовании. Возможно, список, носящий
рекомендательный характер, мог бы стать личным проводником каждого, кто хочет
сделать первые шаги к знакомству с литературой, или того, кто уже давно ей
увлечен. Он мог бы стать советником, какие книги являются наиболее популярными
в наши дни, какие книги читает молодое поколение, а какие – старшее. И должен
ли список быть строго ограниченным? Сто – число, безусловно, большое, если
рассматривать его в контексте количества рекомендуемых к прочтению книг. Но где
же индивидуальность чтения? Ведь книга, как любое произведение искусства, может
понравиться, а может «не пойти». И в это же время, почему бы не сделать список
открытым, таким, в который каждый желающий может вписать свои намерения на
прочтение того или иного произведения, таким образом индивидуализируя свой
читательский план.
Так
почему же приведение проекта в тот вид, когда он мог бы быть востребованным и
интересным целевой аудитории, требует столько времени, сил, борьбы, дискуссий?
Ответ, кажется, очевиден: желание превратить проект из культурно развивающего в
патриотический. Воспитание национального самосознания через отечественную
классику, преимущественно историческую литературу. Отказ от современной
литературы, как отказ от возможности задуматься над современной реальностью. Не
удивлюсь, если в процессе реализации проект, утратив свой рекомендательный
характер, приобретет известный нам всем характер добровольно-принудительный.
Так как
необходимо давать образование для гражданства? Литература ведь и правда
отличное средство, которое может развивать критическое мышление, заставлять
задуматься над социальными проблемами, над гражданскими правами и обязанностями,
над структурой власти и ролью личности в истории и в современности. Какую
литературу стоит читать и как сделать так, чтобы ее читали? Пока мы все
находимся в поиске ответов на эти вопросы, хотя бы лично для себя.
автор: Ольга Захарова (Бакасова)
Комментариев нет:
Отправить комментарий